Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин принял участие в программе «Специальный гость с Тиной Канделаки». В прямом эфире на телеканале RTVI он рассказал о сегодняшнем дне и перспективах лидера российского грузового автомобилестроения.
В ходе интервью Сергей Когогин рассказал о том, как «КАМАЗ» решает проблему импортозамещения, о влиянии пандемии на промышленность, о дефиците рабочей силы, о перспективах вывода на рынок России электромобиля КАМА-1, а также ответил на ряд других вопросов.
Глава компании отметил, что экономически «КАМАЗ» переживает пандемию коронавируса успешно, демонстрируя высокие финансовые показатели, несмотря на определённые трудности и сбои в цепочках поставок. «Мы ничего не потеряли, наши финансовые показатели за два пандемийных года отличаются стабильностью и стабильным ростом», – рассказал Сергей Когогин.
Отвечая на вопрос об импортозамещении, руководитель отметил, что эта тема одна из наиболее актуальных сегодня, она волнует всех, и правительство в том числе, но полностью заменить импортную продукцию невозможно. «Наша страна встроена в глобальную систему – так же, как и «КАМАЗ» встроен в мировой автопром. С нашей точки зрения, мы очень много сделали по локализации компонентной базы у нас. В любом случае, всё делать невозможно. Те же чипы – основной производитель Тайвань. Всё остальное делают США и Китай, но это уже не те объёмы», – пояснил руководитель.
По мнению Сергея Когогина, сейчас основными драйверами темы импортозамещения и локализации на локальных рынках являются два серьёзных фактора. Во-первых, это резко возросшие затраты на логистику. «Если раньше логистика в доле изделия составляла совсем немного, то сейчас это становится дорого. Поставка контейнера из Китая в пять раз выросла в цене за период пандемии. Создаются условия, когда лучше делать у себя, это экономически обосновано», – рассказал Сергей Когогин. Во-вторых, есть и политическая составляющая. Как отметил гость программы, коронавирус и отсутствие политической стабильности подталкивают российских производителей подтягивать производство всё ближе и ближе.
Одна из актуальных тем, которой сегодня живёт компания, – освоение линейки автомобилей поколения К5, первая модель которой (магистральный тягач КАМАЗ-54901) уже завоевала популярность среди потребителей и доказала эффективность для бизнеса. Сергей Когогин рассказал об этом новом для компании продукте и рынках, на которые «КАМАЗ» планирует выйти. «Это машины премиум-сегмента, они сильно отличаются от тех продаж, которые мы вели обычно. Здесь нужно готовить рынок. Первая наша задача – удовлетворить потребность российского рынка, мы ещё далеки от насыщения и от реализации наших амбиций. Во-вторых, наш традиционный рынок – это Казахстан. Мы подготовили сервисную сеть к обслуживанию этих машин, начали продажи в прошлом году. Есть первые продажи в Узбекистане, первые поставки в Туркменистан. По странам СНГ мы уже всё охватываем. Особое место отводится Беларуси. Дальше наши взгляды направлены на регион MENA, это Ближний Восток, туда уже отправлены первые автомобили», – пояснил глава компании.
Подробно руководитель «КАМАЗа» остановился на освоении электрического транспорта в России и рассказал об электромобиле КАМА-1, который по предварительным прогнозам поступит в продажу в 2024-2025 годах. Сергей Когогин пояснил, что он инвестировал в проект совместно с предпринимателем Рубеном Варданяном. «КАМАЗ» участвовал в разработке электромобиля, в дальнейшем выпуском перспективной новинки займётся дочернее подразделение «КАМАЗа» – компания АО «Кама».
Производственная площадка для выпуска электрокара пока не определена. Электромобиль будет ориентирован на эксплуатацию в каршеринге и такси. «Мы не намерены конкурировать с большими кармейкерами, которые уже вложили огромные средства. Мы нашли себе нишу, определили ту, которая нас потенциально может заинтересовать. Такси, каршеринг», – рассказал Сергей Когогин.